RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 354 от 11 декабря 2018 г.   
Саратовский взгляд
Без категории
Комплекс Герострата
13 октября 2011, 01:10
Автор: Валерий НИКОЛАЕВ
Комментарии: 6

Поиском нового социального врага озаботилась саратовская оппозиция на минувшей неделе. Неожиданно в списке идеологических противников оказалась митрополия РПЦ, с которой ранее мало кто осмеливался говорить на языке политических лозунгов и прокламаций. Поводом для наступления на Церковь стал конфликт вокруг сквера на 1-м жилучастке Заводского района: часть жителей обеспокоены строительством храма, полагая, что это благое начинание лишит их любимого места отдыха. Народные опасения, подпитываемые слабой информированностью, с болезненным упорством эксплуатируют активисты КПРФ и «Справедливой России» – протест приобретает уличные формы: уже состоялись митинги, звучали призывы к перекрытию дорожного движения. Очевидно, что терпкое предчувствие выборов вскружило пламенным ораторам головы, но стоит ли из-за этого жертвовать репутацией и разоблачать корыстную природу своих устремлений? Какова причина ситуативного богоборчества и есть ли границы возможного в политической риторике – размышляет автор «Саратовского Взгляда».   
СОБОРНАЯ ИДЕЯ
 
  Восстановление разрушенных храмов и строительство новых стало в современной России соборной идеей, пожалуй, самой яркой приметой возрождения христианства как подлинно народной религии.
  Это выражает одну из ключевых интенций православия о равенстве всех перед Богом: церковь – место, где стираются классовые различия, а земная власть утрачивает силу. Вот почему участие в возведении храмов сейчас сродни коллективному подвижничеству, объединяющему разные слои общества: бедные ищут успокоения души, счастливые надеются укрепиться в вере. Попечительство о сохранении храмовой архитектуры не является прерогативой лишь обеспеченных и успешных – многочисленные примеры низовой солидарности подтверждают данный тезис.
  Инициатором строительства храма на 1-й жилучастке выступила группа учителей школ. К мнению педагогов прислушались в администрации Саратова и митрополии – казалось бы, это тот редкий случай, когда власть и общество пришли к единому мнению. Однако нашлись те, кто пытается помешать реализации начинания, пугая жителей сказками о «злых попах» из советских учебников.
  Главные оппоненты строительства – представители региональных отделений КПРФ (депутат гордумы Геннадий Турунтаев, активист Дмитрий Сорокин) и «СР» (местный лидер Алексей Полещиков). Именно они выступают в роли глашатаев и поджигателей протеста, регулярно наведываясь в сквер на встречи с жителями. Видимо, партийцы готовы и желают понести ответственность за радикальные действия, вроде перекрытия дорог или призывов к религиозной розни.
  Еще одним объяснением позиции вышеназванных персонажей может служить их мировоззренческая принадлежность к категории разрушителей; современная история Саратовщины не сохранила упоминания о них как о носителях созидательного начала – будь то в политике, бизнесе или общественной деятельности. В силу своего идеологического опыта они с неутомимым подозрением относятся к любой инициативе, лежащей по ту сторону мира дисгармонии и эгоистического самоутверждения.
 
ПЯТИМИНУТКА
НЕНАВИСТИ
 
  В социологии поведение оппозиционеров описывается термином «пятиминутка ненависти» – словосочетание из антиутопии Оруэлла «1984»: электорату предлагают выместить злобу на придуманных врагах для того, чтобы сохранить неприкосновенность подлинного уродства социальной жизни. Иными словами, не с теми сражается саратовская оппозиция, есть более значимые мишени: всевластие управляющих компаний, бездействие прокуратуры, коррумпированное чиновничество и т.д.           
  Выражаемая оппозиционерами горячая поддержка антицерковных настроений напоминает спекулятивное заступничество – распространенную перед выборами практику манипуляций социальным недовольством. С точки зрения политических технологий, использование настроений толпы для партий представляется наиболее дешевым способом саморекламы и обретения сторонников.
  Можно допустить, что следование подобной тактике было бы уместно в контексте рабочих забастовок или коммунальных бунтов, но не в случае противостояния с Церковью. И вопрос здесь не в непререкаемом авторитете священнослужителей (критика, безусловно, допустима со стороны гражданского общества), а в неоднозначности самой обсуждаемой проблемы.
  Суть в том, что никто не собирается уничтожать сквер. Строительство храма предполагает благоустройство прилегающей территории: в самой митрополии уверены, что заводчане будут рады переменам в облике рекреационной зоны.
  Пример строительства Петропавловского храма на 3-й Дачной должен убедить самых заскорузлых скептиков в нелепости протестов. Там культовое сооружение возводится параллельно с оформлением сквера (созданием объектов малой архитектуры, установкой клумб и пр.), названного, кстати говоря, самими жителями «Петропавловским».
  На торжественном открытии настоятель обители игумен Нектарий пообещал, что как только строительство храма будет завершено, стену, которая в настоящий момент разделяет сквер и территорию церкви, снесут.
  «Я вам обещаю, что территория храма также будет благоустроена и облагорожена, и туда будет открыт доступ для всех. Надеюсь, Петропавловский сквер станет излюбленным местом отдыха для горожан, проживающих в Ленинском районе», – сказал священнослужитель.
  Надуманность и абсурдность высказываний противников строительства храмов вчера убедительно доказал митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. На своей пресс-конференции он дал исчерпывающие комментарии ситуации на 1-м жилучастке. Правящий архиерей подчеркнул, что речь не идет о вырубке массива зеленых насаждений: придется пожертвовать двумя-тремя деревьями, взамен будет высажена аллея. 
  Думается, что четкая и взвешенная позиция Церкви должна охладить пыл политиков, вдруг примеривших на себя одеяния богоборцев. 
  В начале нашего рассуждения мы упомянули о таком феномене, как народное православие, которое отражается в коллективном желании большей части общества быть воцерковленным, т.е. причастным к христианским ценностям. В этом смысле возведение храмов нельзя расценивать как посягательство на свободу совести, напротив, в современной России это есть одно из ее проявлений.

Последние выпуски
№ 354 от 11 декабря 2018 г.
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи