RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 353 от 5 декабря 2017 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Анна АФАНАСЬЕВА: «СЕКРЕТ ТВОРЧЕСТВА – В ИСКРЕННОСТИ И СВОБОДЕ»
14 апреля 2011, 10:55
Автор: Ольга НОВИКОВА

Воскресное утро. Саратовская маршрутка. Привычная суета под аккомпанемент радио «Шансон». Неожиданно из динамиков раздается церковное пение, и красивый женский голос спрашивает: «Вы когда-нибудь думали о том, что такое молитва?». Все затихают. В эфире – программа «Восхождение». Ее автор и ведущая – Анна Афанасьева, саратовцы помнят ее по спектаклям знаменитого Театра АТХ. Но мало кто знает, что в прошлом году она окончила богословский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Об обретении веры, внутренней свободе и творчестве – наш разговор.

– Православный проект на светской радиостанции, такой как радио «Шансон», – явление уникальное. С чего все начиналось?
– В жизни все удивительно правильно. Все, чем бы я ни занималась раньше, было шагом на пути к этой программе – «Восхождение» выходит уже седьмой год. А началось все в 2004 году, когда я работала на «Радио 7». Игумен Нектарий (Морозов), руководивший информационно-издательским отделом Саратовской епархии, предложил мне делать православную передачу на радио. Сначала я испугалась. Я была не готова говорить вслух о том, о чем так много думала, поэтому я попросила совета и благословения в Оптиной пустыни, где мне сказали, что это мой долг, и благословили пойти учиться. Я поступила в Свято-Тихоновский университет. Все шло параллельно – моя учеба и работа на радио над православными программами.
– Каким были ступени к «Восхождению»?
– Программа рождалась постепенно. Нужно сказать, что она могла появиться только благодаря тому, что «Радио 7», как и радио «Шансон», руководит Андрей Палазник. Ни на каких других радиостанциях нашего города это было бы невозможно.
Начинали мы с креативным директором «Радио 7» Юрием Кудиновым и священником Александром Мурылевым. Мы хотели рассказывать о святых как о людях – таких же, как мы, только достигших святости. Чтобы найти общий язык со слушателями, мы придумали такую форму: я рассказываю историю жизни человека, а священник комментирует вопросы, связанные с Церковью.
Мы не ставили перед собой высокую планку. Просто нам хотелось, чтобы наша авторская программа была сделана качественно, на художественном уровне, с хорошим музыкальным сопровождением. Мы шли осторожно, стараясь не врать ни себе, ни другим. И сами святые помогали нам говорить о них высоко, но просто.
Первые передачи получили положительную оценку, после чего нам было оказано полное доверие. Затем Юра и отец Александр из программы ушли, и вот уже четыре года я сама и пишу тексты, и подбираю музыку. Монтируем вместе с программным директором Александром Петровым. Он звукорежиссер высокого класса. И несмотря на то, что Александр – нецерковный человек, он с интересом относится к нашей работе. Мы доверяем друг другу, и это очень важно для программы.
Шесть лет программа шла на «Радио 7», с начала этого церковного года «Восхождение» выходит в эфире радио «Шансон».
– Каким был твой путь к вере?
– Я уверена, что основа жизни каждого человека идет из семьи, и хотя в нашем доме о вере не говорили, в нем была любовь. И это самое главное, что подарили мне мои прекрасные родители. Мое детство было счастливым.
Еще не окончив школы, я поступила в музыкальное училище на фортепианное отделение, затем – на театральный факультет консерватории, на курс Владимира Федосеева. Я вспоминаю его с огромной благодарностью. Он не учил нас штампам, ложной театральности, он прививал нам вкус к хорошей литературе, поэзии, драматургии, слух к правде.
Увлечение театром – это на всю жизнь. Год я работала в АТХ, затем на пять лет уехала в Санкт-Петербург. Это был очень хороший период, я снималась в кино, и у меня было много свободного времени, чтобы задуматься о главном. Я часто посещала храмы и в 1991 году покрестилась в Никольском морском соборе. Это был осознанный, хорошо продуманный шаг.
После возвращения в Саратов меня снова пригласили в АТХ. Руководитель театра – Иван Иванович Верховых – сумел собрать людей, объединенных чувством взаимной любви, искренности, доверия, радости. Это и рождало свободу творчества. Он учил нас бережному отношению к слову, говорил, что быть хорошим актером и любить плохую поэзию невозможно. Мы собирались вместе, читали друг другу любимые стихи, много общались – каждый приносил то, чем он жил, о чем думал, что чувствовал. Мы разговаривали на одном языке. Работать в АТХ было очень интересно, и хотя для зрителей театра больше не существует, он до сих пор жив. Мы общаемся, поддерживаем молитвенную связь друг с другом.
Что интересно – наше воцерковление независимо друг от друга шло примерно в одно и то же время. Большую роль в этом сыграл священник Владимир Семенов. Он был наш отец, наш батюшка. Прекрасный, чуткий, необыкновенно радостный и простой человек. Он поддержал меня в самый трудный период моей жизни. Мы с ним общались до самого последнего его дня – он умер 27 апреля, в день моего рождения, за час до его ухода мы с ним еще разговаривали по телефону.
Огромное значение для меня имел также приезд в Оптину пустынь в 2001 году. Перед этим я полгода работала в одном театральном проекте в Европе. Гастроли шли в Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии. Мне было интересно поработать в иных условиях – многое можно оценить и понять. С одной стороны, это был подарок, возможность посмотреть Европу, а с другой стороны – работать было очень тяжело, на износ, это была проверка себя. Там узнала, что я – очень русский человек, у меня не возникло желания остаться. А еще стало ясно, что я – не театральная актриса. Это очень важно – понять, что является твоим делом в жизни. Нужно заниматься тем, что ты любишь. Мне было интереснее в кино, я более камерный человек. АТХ – это исключение, и я на самом деле думаю, что это уникальный театр. Он был объединяем самым главным. Такого в театре, как правило, не бывает.
В Оптиной пустыни я, наконец, увидела то, что искала. Люди, которых я там встретила, меня восхитили. Все в них было удивительно: подвижничество, самозабвенный труд, милосердие – в театральной среде этого мало. И я приняла решение уйти из театра.
После работы на радио «Европа плюс» я училась по Президентской программе управленческих кадров, была на стажировке на нескольких радиостанциях Франции, одна из них была католической. Словом, набиралась знаний со всех сторон! Потом перешла на «Радио 7», где и начала делать «Восхождение».
– Как выбираются темы для программы?
– Путь выбора достаточно сложен – не могу объяснить, как точно это происходит. Тему может подсказать паломничество или прочитанная книга, например, большое влияние на меня в свое время оказали проповеди святителя Филарета Московского – я написала о нем программу. Или какое-то событие – к юбилею Александра Васильевича Суворова сделала «Восхождение», посвященное 280-летию со дня его рождения. Съездила в Бородино – получилось написать о солдатах и генералах 1812 года, об игумении Марии (Тучковой). У нас много патриотических программ – о праведном воине Федоре Ушакове, о вере в годы Великой Отечественной войны. Это моя тема, мой отец был офицером, я считаю, что у русского человека – врожденный патриотизм; эти программы наиболее удачные, яркие, живые. О Родине и вере надо говорить горячо, это всегда найдет живой отклик.
Каждая программа – как книга или музыкальная пьеса, точнее сказать, как концерт для фортепиано с оркестром. Я, кстати, очень жалею, что на каком-то этапе ушла из музыки, сейчас играю все больше и больше. Но мы все ошибаемся правильно – если бы я стала пианисткой, не было бы программы «Восхождение»!
– Насколько успешной, на твой взгляд, можно считать православную миссию на радио?
– Миссионерская деятельность радио – тема моего научного исследования, я написала об этом дипломную работу в Свято-Тихоновском университете. Но если кратко, то нужно делать то, что умеешь, и делать честно, на все сто, а Господь Сам распорядится нашим трудом.
Секрет творчества – в искренности и свободе, а она рождается от предельной честности в своей внутренней жизни. Необходимо искать живое слово – лучше не говорить ничего вообще, чем говорить шаблонные вещи. Иначе перестанут доверять говорящим.
Функции современного радио, к сожалению, далеки от просветительских. Сегодня мало кто думает о том, чтобы нести слушателям культуру слова, языка, русскую историю. Народ «подсадили» на юмор, «выключили» людям головы, чтобы они ни о чем не думали. Но невозможно всю жизнь говорить о попсе! И если я умею говорить, и Господь дал мне такую возможность – работать на радио, то глупо не использовать ее и не рассказывать о самом главном. Мой долг профессионала, мой православный долг – рассказывать об имени Божием. И мое желание – найти собеседника, взять человека за руку и вывести за пределы того пространства, в котором он сейчас существует, будь то автобус, машина или дом, где звучит наше радио. А как найти общий язык со слушателями? Рассказывать им то, что тебе самому интересно!

Программа «Восхождение» выходит на радио «Шансон» в первое и третье воскресенье каждого месяца в 10 часов утра.

Последние выпуски
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи