RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 354 от 11 декабря 2018 г.   
Саратовский взгляд
Без категории
АТЛАНТИДА ПО-САРАТОВСКИ
18 марта 2010, 11:54
Автор: Александр СОКОЛОВ

Набережная – один из самых ярких символов Саратова и одна из важных составляющих транспортной инфраструктуры области. Но в последнее время благополучие набережной под угрозой. Причиной тому не выпавший снег, грозящий обильным паводком. Сложилась ситуация, когда в руках частной компании оказались стратегические инженерные коммуникации, требующие срочного ремонта. При этом у собственника нет ни средств, ни желания для решения общегородских задач. Похоже, единственное, что интересует предпринимателей, – «освоение» средств областного бюджета по схеме, выстроенной еще экс-министром областного правительства Сергеем Шейкиным.

Проблемная зона, о которой идет речь, – причальная стенка саратовской набережной, инженерно-техническая конструкция, протянувшаяся на 642 метра вдоль Набережной Космонавтов и не подвергавшаяся ремонту с момента постройки. Между тем это часть сложной системы берегоукрепления. Да и сама Набережная Космонавтов – не просто улица, это лицо города, его главная туристическая пассажирская пристань.
По сведениям «Взгляда», все это «важное» и «главное» вскоре может разрушиться. А начнется этот процесс с причальной стенки, состояние которой вызывает серьезные опасения специалистов, несмотря на то, что уже второй год из областного бюджета на ее содержание выделяются немалые средства.
Инженерная конструкция находится в федеральной собственности. Распоряжается ею комитет по управлению федеральным имуществом под руководством Александра Харитонова. Но много лет проблема Саратовского пассажирского причала никого не интересовала. О речных перевозках власти почти не вспоминали – «ОМики» ходили всего по нескольким маршрутам, возили в основном пенсионеров до их фазенд. Казалось, в этой отрасли нечего делить. Но положение вещей изменилось в один момент.

РАЗ В СТО ЛЕТ

Несколько лет назад пассажирскими перевозками занялось частное предприятие ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ). Однако в конце первого же года перевозок между предпринимателем Александром Тимошком и на тот момент действующим министром по развитию транспортного комплекса Шейкиным разразился конфликт из-за якобы не полностью выплаченной компенсации за перевезенных льготников. Проблему не удалось решить мирным путем. Перевозчик обратился в арбитражный суд, министр ответил проверками КРУ. Противостояние усиливалось – министр сократил размеры выплат из бюджета за социальные перевозки, перевозчик в ответ угрожал срывом навигации летом 2008 года.
Кроме того, по инициативе Сергея Шейкина была создана структура-посредник между перевозчиками и министерством – ГАУ «Управление пассажирских перевозок».
Деятельность этой организации до сих пор вызывает немало вопросов. Так, проверка областной Счетной палаты выявила нецелевое использований средств ГАУ. Объясняться пришлось губернатору. «Акт Счетной палаты в основном говорит о нарушениях, которые произошли из-за несовершенства федерального законодательства», – оправдывался Павел Ипатов перед депутатами областной думы. «К губернатору и ранее направлялись обращения, ответы на которые не были реализованы на практике», – заявил инициатор этого обращения облдеп Олег Галкин. Депутаты обвиняли в неплатежах перевозчикам именно ГАУ – структуру, созданную министром Шейкиным.
Конфликт с неплатежами удалось решить только после вмешательства Александра Стрелюхина, но, как оказалось, ненадолго. По завершении навигации ПРУ вновь заявило о новых неплатежах, размер которых, по расчетам перевозчика, приближался к 4 млн рублей (50 % средств, выделенных на навигацию в 2008 году). В ответ министр вновь заявлял о нецелевом использовании средств и даже инициировал судебный процесс, пытаясь признать ничтожной сделку о продаже пассажирского флота и вернуть корабли в госсобственность. Апофеозом противостояния стало приглашение в область речного перевозчика из Казани (факт сам по себе вопиющий, учитывая историю и традиции Саратовского речного флота) и объявление конкурса на право использования причальной стенки.

РЕФОРМАТОР
«ВОЛЖСКИХ БЕРЕГОВ»

Министр утверждал, что право пользования пристанью можно «продать» настолько выгодно, что бюджет сможет получать значительные доходы. Однако специалисты сразу подвергли эту позицию критике. Деньги от аренды федерального имущества должны поступать не в областной, а в федеральный бюджет. Что в данном случае выиграет область?
Но конкурс все-таки состоялся. Поступило только две заявки, одна из которых от бывшего арендатора, указавшего минимально возможную стоимость. Но победу одержала темная лошадка аукциона – фирма «Берег-2008», созданная за несколько месяцев до торгов. Руководитель организации Евгений Докторов на конкурс вышел с заявкой около 3 млн рублей и был объявлен победителем.
По условиям конкурса «Берег-2008» должен был взять на себя обязанности по капитальному ремонту причальной стенки. Экс-арендатор высказал сомнения по поводу таких оптимистичных намерений. Опытные речники настаивали: за счет прибыли от причальной стенки – портового сбора, собираемого с причаливающих судов, средства на капремонт не собрать. А значит, дотировать арендатора придется за счет средств областного бюджета. Но фирма утверждала, что обеспечит реконструкцию причальной стенки за счет частных перевозчиков и увеличения портовых сборов.
Вскоре подобные инициативы потерпели полное фиаско. Увеличение портового сбора натолкнулось на противодействие со стороны перевозчиков, как владельцев небольших частных судов, так и компаний, управляющих круизными лайнерами (они грозили попросту не делать остановку в Саратове). После недолгого противостояния «Берег-2008» был вынужден уступить.
В результате навигация-2009 на саратовском участке Волги всеже состоялась, хотя и в урезанном режиме. Вместо трех местных маршрутов действовало два. Но расходы на их обслуживание выросли с 8 до 11 млн рублей, или на 40 %. А на набережной, неподалеку от бара «Брудершафт», появилась синяя будка из пресс-картона. Именно из этой будки ООО «Берег-2008» и руководило перевозками на саратовском участке реки.

«ДООПТИМИЗИРОВАЛИ» ДО УДВОЕНИЯ

Подобное руководство речной, а равно и остальными отраслями, не могло остаться незамеченным. И осенью 2009 года министр ушел в отставку. Но перед этим добился выделения из областного бюджета на навигацию 2010 года 23 млн рублей. Согласно бюджетной росписи 8 млн пойдут на обслуживание саратовского участка Волги: расчистку русла, установку системы буев, водолазные обследования дна. Еще несколько лет назад на подобные работы выделялось всего 500 тыс. рублей. На пассажирскую навигацию-2010 выделено 15 млн рублей. То есть, несмотря на кризис, сокращение расходов и уменьшение числа маршрутов экс-министр добился практически двукратного увеличения расходов областного бюджета на льготные перевозки. 8 млн в 2008 году против 15 млн в 2010-м. Вот такая у Шейкина получилась экономия средств в условиях кризиса.
Между тем есть мнение, что увеличение расходов ни что иное, как выходное пособие экс-министра Сергея Шейкина и его компаньонов за «освоение» областного бюджета.
Напомним, что в соответствии с условиями конкурса «Берег» обязан ежегодно оплачивать в бюджет РФ более 3 млн рублей за аренду федерального имущества, вести ремонт подводных инженерных коммуникаций, проводить работы по берегоукреплению и выплачивать зарплату работникам. Но,по оценкам экспертов «Взгляда», собрать с проходящих судов средства, необходимые для выполнения всех стоящих перед «Берегом» задач, попросту невозможно. Для решения этого вопроса экс-министром и был задействован областной бюджет.
Еще в прошлом году расходы на пассажирские перевозки возросли с 8 до 11 млн рублей – разница 3 млн руб. Не странно ли, что именно 3 миллиона фирма «Берег-2008» должна была перечислять в федеральный бюджет за аренду имущества?
Помимо этого имелись у арендатора причальной стенки и другие доходы. Причальный сбор «Берег» собирал в полном объеме, но оказывать весь объем услуг необходимых для причаливающих кораблей вряд ли мог. У компании отсутствовали в необходимом количестве матросы, коммуникации и подключения к сетям. Перевозчики не раз выражали недовольство. И вполне может оказаться, что в этом году они предпочтут не заходить надолго в Саратовский пассажирский порт, а выберут более комфортную пристань для своего маршрута.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ
БИЗНЕСМЕН

Впрочем, новый директор «Берега» Татьяна Долотина не разделяет опасений по поводу критического состояния причальной стенки и даже подтверждает информацию о нежелании компании вести реставрационную работу. В комментарии корреспонденту директор заявила: «В 2009 году мы не проводили капитальный ремонт. У нас немало других задач». При этом руководитель умолчала об источниках финансирования.
Но об этом как раз был осведомлен первый директор «Берега» – Евгений Докторов. Экс-руководитель объяснил, что главой «Берега» он был только на бумаге. Истинным хозяином организации был и остается руководитель МЧС Волжского района Саратова Андрей Кобзаренко, доверенным лицом которого и являлся Докторов. Именно МЧСник выступил с инициативой участия в конкурсе на право аренды причальной стенки. Но план заключался в том, чтобы перепродать право аренды бывшему перевозчику, ПРУ, по более высокой цене. Поговаривают, что эти схемы Кобзаренко опробовал еще на земельных аукционах. Контролируемые им коммерческие структуры заявлялись на конкурсы по продаже земли в Саратовском районе с целью перепродавать права на участки. Но в последнем случае Кобзаренко не удалось перепродать право аренды и действовать пришлось самому. Успех действий «Берега-2008» в организации перевозок Евгений Докторов объяснял «поддержкой министра Шейкина».

САМ СЕБЯ
ТРУДОУСТРОИЛ

Что же мы имеем в итоге? Причальная стенка не реставрируется и создает угрозу для всей набережной Саратова. Областной бюджет несет непомерные в условиях продолжающегося спада экономики расходы, содержит посредников, финансирует федеральный бюджет. Может быть, не случайно министр Шейкин после свой отставки с уверенностью заявлял, что не имеет проблем с трудоустройством? Он заявлял, что нашел себя в качестве руководящего работника сразу нескольких бизнес-структур. Можно допустить, что не последнюю роль играл в ней и распорядитель федерального имущества Александр Харитонов, которому, скорее всего, просто нет дела до того, что причальная стенка находится в аварийном состоянии.
По условиям проведенного конкурса «Берег-2008» будет контролировать причальную стенку пять лет. За это время, если взяться за дело с упорством, пассажирскую пристань, а вместе с ней и всю набережную Саратова можно разрушить до основания.
Впрочем, ситуацию еще можно исправить. По своим учредительным документам «Берег» не имеет права заниматься организацией водных перевозок, диспетчерскими и портовыми функциями. Среди видов деятельности этой компании – туризм, гостиничный бизнес и прочие направления.

***
Надеемся, что причальную стенку, а вместе с ней саратовскую набережную и речную пассажирскую навигацию не постигнет судьба Атлантиды. А правоохранительные органы, наконец, озаботятся проблемами горожан, обратят внимание на то, что творится с транспортной инфраструктурой в самом знаковом центре города и с помощью возможностей, данных им законом, исправят ситуацию, не доводя ее до катастрофических изменений, которых уже и без того довольно в нашем многострадальном городе.

Фото автора

Последние выпуски
№ 354 от 11 декабря 2018 г.
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи