RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 353 от 5 декабря 2017 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Артур АРТИМЕНЬЕВ: «Национальная культура – еще не повод себя зашоривать»
04 февраля 2010, 11:36
Автор: Елена БАЛАЯН

В одном из прошлых номеров мы уже писали о спектакле SQUAT в его постановке. Он приехал к нам из Киева благодаря фестивалю «Подмосковные вечера» в Мытищах, где один из его спектаклей получил приз за лучшую режиссуру. Там его увидели представители нашего тюза и предложили сотрудничать. Вопреки оценкам скептиков, спектакль SQUAT оказался успешным, публика принимает его «на ура». А буквально на днях Артур поставил еще и красочный спектакль для детей «Велосипед с красными колесами». Саратов – второй город в России, где он работает. До этого у него был опыт постановки в московском Камерном театре, а также в театре Белграда. В Киеве у него свой независимый антрепризный театр, который умудряется существовать без помещения и дотаций государства. Об особенностях национального творчества в Украине и его последствиях мы поговорили с Артуром накануне его отъезда на родину.

– Артур, ваш недавний спектакль SQUAT в нашем театре вызвал споры. А вы сами довольны тем, что получилось?
– Редкий режиссер доволен своей работой на сто процентов. Всегда существует большая разница между тем, что ты себе представлял, и тем, что выпускается. И это не всегда плохо. Часто, когда сталкиваешься с индивидуальностью актера, появляются новые краски, более точные реакции и действия. Поэтому всегда, когда я придумываю спектакль, стараюсь оставлять запас на импровизацию. В этом спектакле очень многие вещи придуманы актрисами старшего поколения. Их опыт и понимание жизни нам сильно помогли.
– Если формулировать в двух словах, о чем эта история?
– О человеческом взаимопонимании, насколько мы равнодушны друг к другу или неравнодушны. Ведь часто мы проходим мимо чужого, как нам кажется, несчастья, чужой проблемы, даже когда можем помочь. Это, мягко говоря, неправильно, и я считаю, что нужно об этом говорить, нужно людям напоминать. Поскольку люди сосуществуют друг с другом, то мы должны жить друг ради друга, а не прятаться и не загораживаться. И главный конфликт на этом строится – помочь или не помочь, проявить сострадание или бояться, что тебя обманут. Эта тема для меня самая важная. И мне очень ценно в этой пьесе, что она имеет счастливый, светлый финал. При всей любви богемной публики к драмам в наше время, когда в жизни так много драм и так много плохо заканчивающихся историй, хочется, чтобы хотя бы в театре появлялись надежда и свет в конце тоннеля.

ЕСЛИ ПОЛИТИКА
МЕШАЕТ ТЕАТРУ…

– Ваш «Свободный театр» в Киеве свободен только от помещения?
– Да, во многом и от этого (улыбается). Хотя я, конечно, склонен считать, что в первую очередь он свободный потому, что существует для свободы творчества. У нас сначала был спонсор, но финансирование быстро закончилось, и сейчас мы, как можем, выживаем сами.
– И как в Украине со свободой творчества?
– Проблема не в свободе, а скорее в уровне творчества. Очень мало ярких событий, театров, актеров, ярких индивидуальностей. Даже в Киеве, который является образцом для всей страны, планка уровня театральных спектаклей занижена в сравнении с Москвой или Петербургом, с мировым театральным уровнем. Живя в такой среде, трудно держать марку. Существует нехватка впечатлений, поэтому я часто езжу в Москву подпитываться и смотреть что-то яркое и интересное. В связи с этим и внимание зрителя к театру не такое активное, как хотелось бы.
Люди ходят в театр полгода, остальное время, с апреля по октябрь, как правило, мертвый сезон. Плюс политическая и экономическая нестабильность не способствует тому, чтобы этот процесс происходил активно. Люди не уверены в завтрашнем дне и не так охотно ходят в театр. Самая хорошая посещаемость, и по моему театру это видно, наступает в периоды стабильности. В 2004-м накануне оранжевой революции стабильность была, люди ходили в театр с удовольствием и не боялись тратить деньги и время, чего не скажешь о нынешней ситуации.
– Те, кто часто бывает в Украине, говорят, что политический градус в стране зашкаливает за все допустимые нормы. Как вы себя во всем этом чувствуете?
– Я стараюсь об этом не думать. Это беда, что весь народ занимается политикой, это значит, что в ней нет профессионалов. А потом я верю в эволюцию, а не в революцию. Путь естественного развития куда гармоничнее как для отдельного человека, так и для государства в целом.
И я не сторонник национального вопроса. Человек живет на земле. Ему дано это счастье. И замыкаться в рамках одного государства и, как часто призывают, национальной культуры значит зашоривать, ограничивать себя. Я не понимаю, что такое национальная культура. Культура – она или есть, или ее нет. Искусство не имеет границ, оно интернационально и должно быть понятно любому. А все национальные вопросы только создают препятствия и границы. Конечно, должен существовать фольклор, но это только часть искусства, отдельная ниша, связанная с самобытностью страны. Но нельзя, чтобы все искусство работало на национальную идею, тем более когда этой идеи нет или она очень абстрактна. Это касается не только Украины, но и любой страны.
ОНЕГИН ПАРУБОК
МОТОРНЫЙ,
ИЛИ ПУШКИН НА МОВЕ

– Об эволюции и культуре вы рассуждаете прямо как профессор Преображенский из «Собачьего сердца». А сами вы человеком какой культуры себя ощущаете? Живете вы в Украине, говорите по-русски…
– По большому счету я космополит, и если бы не нехватка времени, выучил гораздо больше языков. Я вырос и воспитан в Советском Союзе, где нам в равной степени давалась и русская, и украинская культура, и ни одна из них не зажималась, за исключением запрещенных писателей и поэтов, которые в то время были запрещены и в России. Так сложилось, что я говорю по-русски, это мой родной язык. И я считаю, что ничего зазорного и страшного нет в том, чтобы, живя в Украине, говорить по-русски. И все спектакли в моем театре мы играем на русском.
Но я также хорошо владею украинским языком, и одно другому не мешает. Мои дети учатся в украинской школе, но мне не хочется, чтобы они знакомились с русской литературой в переводе, если они имеют возможность прочитать ее в оригинале. И если у страны есть шанс иметь два национальных языка, то это уже значит быть индивидуальностью. И не надо стесняться собственной истории и бояться, что русский язык вытеснит украинский. Вопрос не в том, на каком языке говорить. Важно, понимают тебя или не понимают. И те перегибы, которые сегодня происходят, они больше нужны политикам, чем людям. Если значительная часть Украины русскоговорящая, зачем что-то навязывать искусственно?
– Как вам кажется, почему Украину так долго сотрясают скандалы?
– Такое случается с человеком, который подражает кому-то. Украина долгое время подражала России, потому что жила вместе с ней. Теперь ей предложили подражать Америке либо Европе. А надо не подражать кому-то, а найти собственное лицо, собственную индивидуальность. И пока государство ее не найдет, она будет все время от кого-то зависеть.
Я надеюсь, что рано или поздно это произойдет. Моисей сорок лет водил народ по пустыне. Взросление государства – это процесс, который будет длиться всегда. Вряд ли мы когда-нибудь достигнем идеала, но стремиться к нему, конечно, надо. Но стремиться опять же естественно и эволюционно, а не за счет каких-то встрясок и переворотов и личных выгод людей, которым это доступно. Обрели независимость – зачем ссориться?
– Из кандидатов в президенты вам кто больше симпатичен?
– Честно говоря, никто. Это опять же вопрос личностей. И доверия у меня нет никому, поэтому отдавать предпочтения я не могу и не хочу. Многие люди в Украине голосуют против всех – выражают недоверие тем, кто должен представлять их интересы. И это последствие той политики, которая ведется в стране долгое время. Поэтому я не имею предпочтений и верю только, что рано или поздно здравый смысл возьмет верх.

КОХАЙТЕСЯ, ДИВЧАТА, НО НЕ МОСКАЛЯМИ…

– От того, что все спектакли вы играете на русском, у вас нет проблем?
– Проблем нет, но и помощи нет. Нас не замечают. Возможно, еще потому, что моя позиция изначально была такова: я не люблю к кому-то ходить, просить и кланяться и мало это делаю. Зрители нас любят и посещают, у нас даже особой рекламы нет, люди передают из ушей в уши. Это главная и лучшая реклама – востребованность зрителем. А что нет поддержки от государства – кому мы нужны по большому счету? Такие взаимоотношения. Пока нам удается существовать на самоокупаемости, но с каждым годом все сложнее.
– У нас в России антреприза ассоциируется с халтурой…
– Понимаю. Но я не делаю ставку на звезд и кассовые спектакли. Самый посещаемый спектакль у нас «Чайка по имени Джонатан» – произведение, которое само по себе не может быть кассовым. Тем не менее, спектакль идет с 97-го года и активно посещается. Я стараюсь работать не ради развлечения, ставить то, что мне самому интересно и так, как мне интересно, но при этом быть понятным и доступным, чтобы зритель не ушел разочарованным и получил заряд позитивной энергии. Не для себя творчеством заниматься, а искать контакт и нести все-таки свет. Чтоб во время спектакля было сопереживание, а после спектакля было о чем подумать.
– В России чувствуете себя за границей?
– Я чувствую себя скорее в другом городе. Ощущение другой страны возникает только когда что-то покупаешь, и тебе нужно перевести гривны в эквивалент русских денег. А так менталитет очень близкий, говорим на одном языке. Хотя язык не главное. В Белграде мы с актерами очень быстро научились понимать друг друга и без языка.
– Как вам кажется, украинскому правительству удалось убедить народ, что москали – это враги? И как вам в этом смысле выходка Ющенко с героизацией Бандеры? Не осложнит ли она наших отношений?
– Я думаю, что Ющенко уже мало что значит в самой стране, поэтому его поступок вряд ли что-то изменит. Насчет москалей, думаю, что нет, не удалось. Кому-то выгодно строить такие проблемы, но народ клюет на них разве что на уровне анекдотов. Человека заботят абсолютно другие проблемы, и, прежде всего, его личное человеческое счастье, благополучие и гармония в жизни. Политики часто говорят: видишь, ты несчастлив, и виноваты в этом они. И на этом играют. Но если человек понимает, что по большому счету все начинается с него, ни политика, ни экономика не смогут сильно влиять на его мироощущение. Если человек сам по себе личность и способен создавать свою жизнь и условия для собственного счастья.

Последние выпуски
№ 353 от 5 декабря 2017 г.
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи